•Главная • Биография • Персоналии • Людвиг в искусстве • Линдерхоф • Нойшванштайн • Херренхимзее • Фото - Людвиг II • Фото - Замки • Благодарности • Статьи •
Главная
Людвиг II
Биография
Персоналии
Людвиг в исскустве
Замки
Линдерхоф
Нойшванштайн
Херренхимзее
Фотогалерея
Людвиг II
Замки
Прочее
Благодарности
Статьи

Рихард Вагнер
Граф Экбрехт фон Дюркхейм
Принц Пауль фон Торн унд Таксис
...
...
...


Рихард Вагнер
(1813-1883)

Рихард Вагнер      Всем известно страстное увлечение Людвига музыкой и личностью композитора Рихарда Вагнера. Впервые Людвиг услышал музыку Вагнера, когда ему было шестнадцать лет. Второго февраля 1861 года юный принц присутствовал на представлении оперы "Лоэнгрин". Музыка Вагнера потрясла его до слез, поскольку в ней он увидел идеальное воплощение своих романтических грез. Древние легенды, на основе которых Вагнер создавал свои грандиозные оперы, полностью завладели его воображением. С той поры и до конца жизни Людвиг оставался горячим поклонником композитора.
      Став королем, Людвиг первым делом отдал распоряжение разыскать и привезти Вагнера к нему в Мюнхен. Их первая встреча состоялась 4 мая 1864 г. и имела далеко идущие последствия для обоих. "Вы знаете, - писал Вагнер в тот же вечер своему другу Вилле, - что молодой баварский король отыскал меня. Сегодня меня привели к нему. Увы! он так хорош, так умен, так полон глубокого чувства, так великолепен, что я боюсь, что его жизнь, подобная мечте богов, увянет в этом обыденном мире! Он любит меня с пылкостью первой любви, знает все про меня, как моя собственная душа. Вы не можете себе вообразить всю прелесть его взгляда! Только бы он жил, он слишком хорош для мира!" Те, кому известна дальнейшая судьба Людвига, не могут не согласиться, что Вагнер, увы, оказался пророком...
Рихард Вагнер      С этой встречи началась дружба композитора и короля, которая продолжалась до самой смерти Вагнера. На протяжении многих лет они обменивались письмами, которые нельзя назвать иначе, как любовными. «Нерасторжима связывающая нас нить, в моей душе пылает крепкая, вечная, священная и чарующая любовь к Вам», - писал монарх. «Без Вас я более ничто», - отвечал композитор. «О мой король, Вы - божество!» Экстатический слог их переписки дал повод к сплетням на тему о существовании интимной связи между Вагнером и Людвигом, хотя никаких объективных доказательств для этого нет. Тем не менее между ними возник союз, о котором тщетно мечтали многие художники и многие монархи - союз искусства и власти, союз сказочного короля и великого творца. Но сказка не может продолжаться долго и, несмотря на тот возвышенный экстаз, который пережил король благодаря этой дружбе, она же принесла ему много огорчений и разочарований.
      Знакомство короля с Вагнером состоялось в момент, когда тот переживал творческий кризис и пребывал в очень тяжелом материальном положении. Людвиг пообещал избавить композитора ото всех материальных забот, «чтобы Вы могли свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе Вашего восхитительного искусства». Он предоставил в распоряжение Вагнера загородную виллу и назначил щедрое жалование. Сам Вагнер прекрасно понимал, что для осуществления своих замыслов вынужден полагаться на королевскую милость. Часто сетуя на вмешательство Людвига в вопросы искусства, он вместе с тем отнюдь не жаждал вернуться к жизни, полной лишений, которую вел до знакомства с королем, и был достаточно благоразумен, чтобы не восставать открыто. Когда 4 декабря 1864 года Вагнер дирижировал оперой «Летучий голландец» в Мюнхене, король сидел в королевской ложе, разделив с композитором его триумф. Премьера «Тристана и Изольды» в следующем году прошла с таким же успехом.
Рихард Вагнер      Осуществляя свое покровительство Вагнеру, Людвиг великодушно предоставил ему средства для завершения дела всей его жизни — постановки оперного цикла «Кольцо нибелунгов». Король решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер. Однако тут планы Людвига натолкнулись на противостояние правительства, собственных родственников и жителей Мюнхена. Причина была не только в стоимости проекта, но, прежде всего, в том, что этот проект был связан с Вагнером. В Мюнхене его не любили и дружбу короля с ним не поощряли. Газета "Баварский курьер писала, в частности: "Наименьшее зло, которое этот чужак принес в нашу страну, можно только сравнить - имея в виду его ненасытный аппетит - с нашествием саранчи. Этот платный сочинитель, этот революционер, который в 1848 году во главе банды головорезов хотел взорвать королевский дворец в Дрездене, теперь хочет изолировать короля и эксплуатировать его для своих революционных идей". В довершение всего прочего, Вагнера обвиняли в том, что он пытается развратить короля, проповедуя ему безбрачие, называли его "злым духом" Людвига и «Лолусом» - намек на известную историю отречения Людвига I от престола из-за неприятия мюнхенской общественностью Лолы Монтез, его возлюбленной. Наконец, Вагнера стали обвинять в том, что он прислан от масонской ложи и что по проискам Пруссии хочет обратить баварцев в протестантство. Объективности ради следует отметить, что далеко не все из этих многочисленных обвинений были справедливы. Так, королю вменяли в вину огромные траты на композитора (говорили, будто на содержание Вагнера он истратил около двух миллионов гульденов), тогда как, кроме подаренного дома в Мюнхене, композитору было назначено всего 15.000 марок пенсии. Также вряд ли можно предполагать, что Вагнер вмешивался в государственные дела Людвига. Король был слишком самостоятелен, чтобы подчиниться чужому влиянию. Полтора года Людвиг мужественно противостоял возмущению парламента и народных масс. Но в конце концов, под давлением баварского двора, церкви, собственного дворянства и министров Людвиг был вынужден уступить и попросить Вагнера покинуть Мюнхен, что стоило ему невыразимых моральных мучений. Сохранилось прощальное письмо короля музыканту: «Нельзя выразить словами ту боль, которая раздирает теперь мое сердце. За наши идеалы нужно вести постоянную борьбу. Будем часто и много писать, прошу вас об этом! Мы ведь знаем друг друга и не нарушим дружеских отношений, которые нас связывают. Во имя вашего покоя должен был я поступить так, как поступил».
Рихард Вагнер      Вагнер переехал в Швейцарию, поселившись вместе со своей семьей в Трибшене около Люцерна. Там он вел плодотворную творческую жизнь, а король продолжал издалека оказывать ему моральную и финансовую поддержку. Не всегда их отношения бывали безоблачными, случались периоды, когда их переписка прерывалась, появлялись разногласия и много лет они не встречались. Однако именно благодаря Людвигу знаменитые оперы, писавшиеся 26 лет, были закончены и поставлены на сцене специально построенного для этого театра. Ободряющая телеграмма короля вместе со стихотворением, написанным Вагнером, были положены в шкатулку и замурованы вместе с первым камнем в основании театра в Байройте. Король присутствовал на первой полной постановке «Кольца нибелунгов», это была их первая встреча с Вагнером после восьми лет разлуки. В финале четвертой оперы скрытного и нелюдимого монарха убедили встать и выйти к барьеру королевской ложи, чтобы присоединиться к предназначенным композитору овациям.
      Когда 13 февраля 1883 года Вагнер умер в Венеции, Людвиг в знак траура распорядился, чтобы все фортепиано во всех его замках задрапировали черным крепом, который с тех пор никогда не снимался.

© Picante

Граф Экбрехт фон Дюркхейм
(? – 1912)

      Один из немногих людей, кто принадлежал к близкому окружению Людвига с самого детства до смерти короля. Есть версия, что Людвиг дошел в своем расположении к нему до того, что стал крестным отцом его дочери – невиданная честь, так как монарх мог быть крестным отцом только для ребенка, происходящего из правящего дома.
      Отпрыск одного из знатнейших родов Баварии, граф фон Дюркхейм был профессиональным военным и, хотя Людвиг ему безгранично доверял, никогда не пытался расширить пределы своей компетенции за область военного дела, и влияние его на политику было невелико. Зато он оказывал ощутимое влияние на личность короля и был едва ли не единственным человеком, от которого Людвиг был готов сносить критику в свой адрес и даже реагировать на нее и «исправляться». Не раз, когда взбалмошный король под влиянием очередного каприза вдруг отменял важную аудиенцию, срывал переговоры или иначе пренебрегал своими обязанностями, являлся Дюркхейм и напоминал о королевском долге.
      Когда в 1886 году медицинская комиссия констатировала душевную болезнь короля и было установлено регентство, граф фон Дюркхейм отказался признать это решение законным, немедленно поехал к королю, находившемуся в замке Нойшванштайн, и оставался с ним до самого конца, хотя такое неповиновение стоило ему карьеры.

© Prince Nocturne

Принц Пауль фон Торн унд Таксис
(1845-1877)

      Друг детства Людвига, младший сын великого герцога Максимилиана-Карла фон Торн унд Таксис, знаменитый своей красотой («Самый красивый мужчина в Европе», - охарактеризовала его австрийская писательница Клара Чуди, увидевшая юного оберштауфенского принца рядом с Людвигом во время коронационных торжеств в Мюнхене), экстравагантностью и скандальной репутацией. Подобно Людвигу принц Пауль был страстным вагнерианцем. Он получил основательное музыкальное образование, обладал прекрасным голосом и не стеснялся к ужасу своей семьи и к удивлению всего света выходить на сцену придворного театра и исполнять партии Лоэнгрина, Тангейзера и других вагнеровских героев. В костюме Лоэнгрина он по желанию короля позировал для картин, часть из которых позднее украсила замок Нойшванштайн (хотя по иронии судьбы к тому моменту принц Пауль давно уже выпал из фавора).
      Сплетни современников и сохранившаяся переписка Людвига и принца Пауля указывают на то, что детская дружба с годами превратилась во влюбленность. Надменный, вспыльчивый и подчас не менее, чем король, непредсказуемый и капризный, фаворит нередко навлекал на себя немилость своего августейшего друга и на время оставлял двор. В 1868 году во время особенно длительной размолвки принц Пауль поспешно и необдуманно вступил в брак, оказавшийся неудачным. Хотя он вскоре разошелся с женой, Людвиг не простил ему измены, и в 1870 году принц Пауль оставляет двор теперь уже навсегда. Его репутация вынуждает его уехать за границу, где он и умирает в полном одиночестве от болезни легких в своем любимом замке Дуино, не дожив до тридцати двух лет. Известие о его смерти оставило Людвига равнодушным.

© Prince Nocturne
Hosted by uCoz
© 2006 г, webmaster