•Главная • Биография • Персоналии • Людвиг в искусстве • Линдерхоф • Нойшванштайн • Херренхимзее • Фото - Людвиг II • Фото - Замки • Благодарности • Статьи •
Главная
Людвиг II
Биография
Персоналии
Людвиг в исскустве
Замки
Линдерхоф
Нойшванштайн
Херренхимзее
Фотогалерея
Людвиг II
Замки
Прочее
Благодарности
Статьи

Балет "Лебединое озеро"
...
...
...
...
...


Балет "Лебединое озеро"

      П.И. Чайковский писал: «Я всегда стремился выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие, живые люди, чувствующие так же, как и я». Это утверждение, не раз горячо и убежденно высказываемое композитором в его многочисленных письмах, побуждает более внимательно рассмотреть связь между сказочным сюжетом балета «Лебединое озеро» и реальной исторической личностью – баварским королем Людвигом II. Существование такой связи отмечается многими хореографами и искусствоведами, причем зачастую ей придается поистине мистический оттенок.
      Обратимся, однако, к фактам. В 1875 г. П.И. Чайковский получил заказ от попечителя императорских театров Москвы В. Бегичева написать балет с симфонической музыкой на фантастический средневековый сюжет. С необыкновенным энтузиазмом (хотя и без той серьезности, с какой он относился к своим оперным произведениям) композитор начинает работать над вещью, в первоначальном варианте носившей название «Озеро лебедей». Работа над балетом (либретто В. Бегичева, Е. Гельцер) продолжалась около двух лет: он был начат в августе 1875 г., написан к марту 1876 г. и исполнен первый раз в Москве, в Большом театре в феврале 1877 г.
      Не подлежит сомнению, что баварский король-романтик, влюбленный в красоту, покровитель искусства, тонко чувствовавший музыку, всегда восхищал композитора. В 1876 г. Чайковский посетил фестиваль опер Рихарда Вагнера в Байройте. Свои впечатления от фестиваля он изложил в фельетонах для газеты «Русские ведомости». Существует предположение о том, что во время этой поездки состоялась встреча русского композитора с баварским королем. Однако это не подтверждено никакими доказательствами и представляется не слишком вероятным. Во всяком случае, вряд ли уместно фантазировать на тему тайного свидания в духе встречи писателя Леопольда Захер-Мазоха с королем, описанной в книге Ванды фон Захер-Мазох (и тоже отнюдь не бесспорной в плане достоверности).
      Итак, о загадочных параллелях между «Лебединым озером» и тем, кого современники называли Лебединым королем.
      Несколько слов собственно о музыке. Хотя Чайковский довольно критично относился к творчеству Вагнера, лебединая тема в ее музыкальном раскрытии тесно связала этих двух композиторов. Нельзя не признать, что музыка «Лебединого» слишком тяжеловесна для обычного балета и своей грандиозностью вполне сравнима с вагнеровскими творениями. Так, в ней можно услышать фразы, напоминающие «Лоэнгрина». И в то же время эта музыка вполне в духе Чайковского-симфониста – тревожная, мрачная и вместе с тем фантастически прекрасная.
      Следует отметить также декорации к балету, поразительно напоминающие искусственный грот в парке замка Линдерхоф, где при жизни Людвига на голубом озере с таинственным освещением грациозно плавала стая белых лебедей (естественно, под музыку Вагнера).
      Существует бесчисленное множество постановок «Лебединого», не считая различных вариаций на его тему. Видоизменялись герои балета, вводились новые персонажи, переставлялись местами, добавлялись и выкидывались отдельные куски партитуры, перекраивался сюжет… Так, в советские времена трагический финал по идеологическим соображениям был заменен на светлый и оптимистичный.
      Но если отбросить все эти наслоения и искажения, сделанные уже после смерти создателя балета, обращает на себя внимание следующее. Во-первых, по воле композитора либретто указывало точное место действия спектакля - Бавария, а Принц получил имя Зигфрида – одного из любимых героев Людвига в операх его кумира Вагнера, который еще в 1848 году воплотил в опере «Лоэнгрин» сказочный образ белого лебедя – лебедя, ставшего в балете Чайковского символом красоты и трагической безысходности. Дав волю фантазии, можно также привести аналогии между сюжетными линиями и фактами из биографии Людвига (конфликт между сыном и королевой-матерью, присутствующая в некоторых постановках фигура красивого друга принца, крах матримониальных планов, тема «злого духа» - намек на грядущее безумие короля и т.д.), хотя подобное истолкование отнюдь не является бесспорным фактом. Однако поистине пророческим совпадением выглядит смерть главного героя: в первой постановке балета принц Зигфрид погибал в водах бушующего озера лебедей! Возможно, впрочем, что в балете нашли отражения и собственные тайные душевные метания композитора, как раз в тот период приведшие его к тяжелому нервно-психическому расстройству.
      Известно, что сообщение о кончине баварского короля произвело на Чайковского чрезвычайно сильное впечатление. «Бедный Баварский король! Какой трагический конец, и какое злодейство эта история!!!» - восклицает он в письме к Н.Ф. фон Мекк. И все же неясно, сознавал ли Чайковский тот поразительный факт, что стал невольным пророком гибели Людвига, «предсказав» обстоятельства его смерти за десять лет до трагедии на Штарнбергском озере. Однако сейчас в либретто балета многие видят интерпретацию судьбы баварского короля. А в 1977 году Джон Ноймайер даже поставил балет на музыку «Лебединого озера», где главным действующим лицом стал сам король Людвиг.
      Можно развивать различные версии, выясняя, какой подтекст вкладывал Чайковский в свое произведение и был ли прототип у балетного Зигфрида. Но вряд ли стоит ли ступать на скользкий путь догадок и пытаться додумывать смысл за автора. И все же у каждого, кому небезразлична романтическая фигура Людвига Баварского, просто не могут не возникать ассоциации между фантастическим балетом Чайковского и загадочной жизнью и столь же загадочной смертью Короля-лебедя.

© Picante
Hosted by uCoz
© 2006 г, webmaster